"Стальной шлем" история, реставрация.
Форма входа

Меню сайта
Материалы
  • Декали
  • Кокарды
  • Шлемы Германии
  • Шлемы России
  • Типы декалей
  • Категории раздела
    Россия [18]
    Германия [21]
    Другие страны [1]
    Наш опрос
    Оцените полезность сайта
    Всего ответов: 12520
    Последние добавления
    [26.01.2017][Германия]
    шлем Luftschutz "Гладиатор" (0)
    [12.01.2017][Декаль]
    Переводная деколь (Decal) для шлемов (0)
    [18.03.2016][Россия]
    Эволюция красной звезды на шлемах СШ36 (0)
    [13.03.2016][Германия]
    M42 ET60 #2338 (0)
    [18.07.2015][Россия]
    пожарный шлем М-103-61 (0)
    Посетители
    free counters
    Главная » Статьи » Стальной шлем » Россия

    М17 (Sohlberg)
    Каска М 17 (Sohlberg)

      Первый отечественный стальной шлем, получивший впоследствии неофициальное название модель 1917 года или «М17 Sohlberg», стал для своего времени очень удачной разработкой.  Достаточно сказать, что в отличие от французской «Каски Адриана», отечественный шлем был цельноштампованным, а это хоть н требует более совершенного и мощного оборудования, зато экономит время на его производство, высвобождает рабочих для выполнения других работ, способствует экономии материалов, и в конечном итоге ведёт к значительному снижению себестоимости самого шлема.
      Хочется отметить, что в русских официальных документах на производство данный шлем именовался как «Каска Французского образца из Лопаточной стали». В различной литературе на военную тематику можно встретить такие названия шлема, как - «Модель 1917 (Sohlberg)», «Venalainen m-17» (фин.) или «Русский м-17».  Для производства шлема применялась хромоникелевая сталь, которая выплавлялась на Сергинско-Уфалейских горных заводах, а также из-за её недостатка - сталь, шедшая на производство шанцевого инструмента (лопат). 
    Шлем имел три размера купола, и шесть размеров подтулейного устройства (53см., 55см., 57см., 59см., 60см., 62см).  Окрашивался шлем в цвет хаки.
    ТТХ шлема: вес - 800-850гр., толщина стали - 1,2мм., ширина около - 213 мм., длина около - 287 мм., высота около -170 мм.
     
     
    Производился шлем на русско-финских заводах «G.W. Sohlberg» и «V.W. Holmberg». Заказами на стальные шлемы занимался предприниматель из Гельсингфорса (совр. Хельсинки) А.Г. Васильев, именно он и распределял заказ на производство шлемов между заводами «G.W. Sohlberg» (заказ на 100.000 шт.) и «V.W. Holmberg» (заказ на 500.000шт.).
     
    Некоторые западные источники  утверждают, что производство шлемов было изначально разработано на Ижорском заводе (г.Колпино) в 1916 году и чуть позже перенесено в Великое Княжество Финлядское. Ижорский завод в 1916 году произвел ограниченное количество, примерно 10,000 шлемов и они заметно отличались от шлемов финского производства. Основным отличием считается применение точечной сварки вместо заклепок. 
     
     Так же Главное Интендантское Управление с декабря 1916 по сентябрь 1917 года разместило заказы на производство касок на следующих предприятиях:
    Завод Акционерного о-ва механических и жестяночных заводов "Жесть", г.Саратов. 
    Завод «ПП. Зеленова и Г.А. Зимина», г. Самара.
    Завод «Граната», г. Гельсингфорс (Хельсинки).
    Акц. Общ. Митавских металлических заводов "Л. Крамер и сыновья".
    Завод Шпильберга, г. Харьков.
    Завод Розенфельда.
    Завод Вальтух.
    Завод Люльки.
    Завод Бачачь и Варшавский.
    Т-во Светъ.
    Т/Д С.П. Подольский.
    Акц. Общ. Аффинерного и Металлопрокатного завода.
    Акц. Общ. Лысьвенского Горного Округа "Наследников графа Шувалова".
    Завод «Штамп» г. Нахичевань-на-Дону (с 1928 года в составе г. Ростова-на-Дону).
    «Штамповальные и Эмалировочные заводы», г. Луганск.
    Сергинско-Уфалейские горные заводы (Урал).
    Завод «Бр. Кирьяновых и Ложкин», г. Вятка
     
      Почти через 2 месяца после Октябрьской революции, согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено. 
      28 декабря 1917г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства.
     
    Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, которая получила эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года. 
     И хотя, большая часть шлемов была поставлена на фронт для русской армии, на складе завода «G.W. Sohlberg» остались 500 штук недопоставленных шлемов.  Финляндия, получив независимость, была ввергнута в гражданскую войну (с 27.01 по 16.05.1918г.). Во время войны эти 500 шлемов, находящиеся на складе завода «G.W. Sohlberg», были конфискованы Финской Красной гвардией. После поражения красных, шлемы были захвачены финскими белогвардейцами и поступили в экипировку Хельсинкского пехотного полка, а также в гарнизоны городов Вааса (Vaasan) и Какисалми (Kakisalmen). В 1920 году эта самые шлемы (так называемый - «русский вариант») были изъяты из армейской экипировки и проданы в пожарные части и силы гражданской самообороны. Большинство этих шлемов бьио перекрашено в черный цвет. На некоторых образцах стальных шлемов, выпущенных для финской армии, стояла маркировка VKT, а сплошной тканевый купол в подтулейном устройстве был заменён на трехлепестковый (так называемый - «финский вариант»). Лепестки подтулейного устройства имели треугольную форму, и в своей верхней часта стягивались шнуром. Они изготовлялись из брезента или выделанной кожи северного оленя.
    К сожалению, о производстве стальных шлемов на финских предприятиях сохранилось очень мало сведений т.к. архив времён Первой Мировой Войны предприятия «V.W. Holmberg» -безвозвратно утерян, а в неполном архиве предприятия «G.W. Sohlberg» информация по стальным шлемам имеется в очень небольшом количестве.
     
     
    м17 в финском окрасе ГО Хельсинки
     
    Форма шлема (описание) - Сама идея формы шлема «М17 Sohlberg» заимствована у французской «Каски Адриана». Но в отличие от «Каски Адриана», шлем «М17 Sohlberg» не состоял из составных частей (за исключением «чашечки» которая прикрывала вентиляционное отверстие), а был цельноштампованным. М17 Sohlberg имел оригинальную полусферическую форму с находящимися внизу (по всему диаметру) большими покатыми полями, принимавшими форму козырька в передней и в затылочной части корпуса шлема. В самой верхней точке корпуса шлема находилось небольшое круглое вентиляционное отверстие, прикрытое трехлепестковой оригинальной накладкой ("чашечкой") пирамидальной формы. Эта "чашечка" присоединялась к корпусу шлема при помощи 3-х заклёпок (по одной на каждый лепесток), причём один лепесток был обращен вперёд, а два других - вбок и назад. Следует заметить, что "чашечки" разных заводов различались между собой по внешнему виду. В нижней передней, затылочной и боковых частях полусферы шлема последовательно располагались заклёпки (по две на каждой стороне), служащие для крепления подтулейного устройства к внутренней стороне корпуса шлема. Так же в боковых (левой и правой) частях корпуса шлема, на покатых полях, располагались по две заклёпки (одна над другой), служившие для крепления подбородочного ремня к внутренней стороне корпуса шлема.
     
    Подтулейное устройство (описание) - «М17 Sohlberg» имел подтулейное устройство купольной формы, которое изготавливалось из ткани (так называемый - «русский вариант»). С помощью шнура, вшитого в верхнюю часть купола шлема, происходила регулировка подтулейного устройства под размер головы. Само подтулейное устройство крепилось к внутренней стороне корпуса шлема при помощи четырёх специальных крепёжных устройств в виде тонких стальных пластин, каждая из которых была приклёпана двумя заклёпками (см. описание формы шлема) и имела вид «усиков», способных загибаться и тем самым держать подтулейное устройство. Между подтулейным устройством и корпусом шлема имелись четыре гофрированные жестяные полосы, обеспечивающие демпфирование (амортизацию) и вентиляцию. Они располагались в передней, затылочной и боковых частях внутренней стороны корпуса шлема и также крепились с помощью «усиков», через технологические отверстия. Подбородочный ремень (двухточечный) состоял из двух половин, каждая из которых была загнута, продета сквозь прямоугольное стальное (круглого сечения) кольцо специального стального держателя, а затем, скреплена одним стальным шплинтом. Каждое прямоугольное кольцо, в свою очередь, крепилось к покатым полям шлема, изнутри, при помощи специального стального держателя (прямоугольной пластины с единичной гофрой по центру), который, в свою очередь, был приклёпан двумя заклёпками (см. описание формы шлема). Сам ремень изготавливался из кожи и застёгивался на прямоугольную пряжку из железа
     
    М17 финского пр-ва
     
    М17 с царской эмблемой
     
    В период Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась добровольческими армиями.
     
    М17 российского пр-ва
     
    В 20-е, 30-е годы М 17 получил распространение в Красной армии.
     
     
    Иногда в Красной армии на шлем прикрепляли красную звезду, либо большую жестяную, такую же как на каске Адриана М 15, используемые в Красной армии, либо звезду меньшего размера, часто звезда была просто нарисована. Для советского правительства использование шлемов принятых так же в армии недружественной Финляндии было скорее вынужденной мерой, прежде всего из-за нехватки экипировки, однако существуют доказательства первыпуска в Ленинграде в начале 30-х годов небольшой партии шлемов этой модели. М 17 имел слабые защитные свойства и поэтому уже во второй половине 20-х годов были начаты работы по созданию собственного стального шлема.
      
     
    каска М17 используемая белогвардейцами с нарисованным черепом
     

    В статье использованы материалы из книги Дмитрия Петрова «Стальная каска. Россия/СССР/РФ. 1916 - 2007»
     


    Источник: http://ruskaska.ucoz.ru/
    Категория: Россия | Добавил: laser (09.10.2011)
    Просмотров: 8372 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Translate
    Поиск
    Ссылки
  • Форум REIBERT
  • World War Helmets
  • сайт Дмитрия Петрова
  • Форум WW2
  • Brendon's Helmets
  • Dutchhelmets.nl
  • каталог Helmets.ru
  • каталог German-Helmets
  • Der Feuerwehrhelm
  • пожарные шлемы
  • каталог шлемов Броуди
  • каталог шлемов Portada
  • Новые файлы
    [05.01.2015][Книги]
    Дмитрий Петров. Стальной шлем образца 1939 г. в чертежах, документах и фотографиях. Часть 1 (0)
    Гостевая книга
    Последние отзывы
    Здравствуйте, подшлемник дошёл быстро. Отличное качество, спасибо!

    Отправьте заказ через форму обратной связи, я приму. Не забудьте указать адрес доставки.
    Вот ...

    Ок, надо такой подшлемник (брезент рем.) , и звезда с серпом-молотом.


    25 см от уха до уха, 28,5 см от козырька до затылка.

    Ищите выбивное клеймо с ростом, на затылке, если нету, то нужно сделать замеры поперек, от уха до ух...

    Как можно определить размер трехклепки?

    Здравствуйте! Хочу купить подшлемник для шлема M-40 66-го размера.
    Answer: Добрый день. Заказ принят.

    счетчик посещенийCopyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz