Производители шлемов - Германия - Стальной шлем - Стальной шлем - стальной шлем
"Стальной шлем" история, реставрация.
Форма входа

Меню сайта
Материалы
  • Декали
  • Кокарды
  • Шлемы Германии
  • Шлемы России
  • Типы декалей
  • Категории раздела
    Россия [18]
    Германия [21]
    Другие страны [1]
    Наш опрос
    Оцените полезность сайта
    Всего ответов: 12519
    Последние добавления
    [26.01.2017][Германия]
    шлем Luftschutz "Гладиатор" (0)
    [12.01.2017][Декаль]
    Переводная деколь (Decal) для шлемов (0)
    [18.03.2016][Россия]
    Эволюция красной звезды на шлемах СШ36 (0)
    [13.03.2016][Германия]
    M42 ET60 #2338 (0)
    [18.07.2015][Россия]
    пожарный шлем М-103-61 (0)
    Посетители
    free counters
    Главная » Статьи » Стальной шлем » Германия

    Производители шлемов
    Благодаря немецкой пунктуальности и педантичности, стальные германские шлемы достаточно хорошо поддаются идентификации в отношении производителя, размера и времени изготовления. Все зависит от степени сохранности самой каски и комплектующих изделий.
     
    Практически все детали шлемов и сами шлемы имеют клейма предприятий производителей. Даже такая мелкая деталь как кламер крепления подшлемника мог иметь свою маркировку (как правило, это кламеры довоенного производства, с латунными ножками).
    Это утверждение относится в первую очередь к шлемам произведенным в Третьем Рейхе, после 1935 года. Встречаются и новодельные кламеры с клеймом 1940 года, практически не отличающиеся от оригинальных.
    Однако клейма производителей ставились на стальные шлемы с самого начала их массового производства в годы Первой мировой войны, начиная с 1916 года, с выпуска модели М16.
    В период Первой мировой войны, шлемы германского образца производились не только в собственно Германии, но и на нескольких заводах ближайшего союзника - Австро-Венгрии.
    Ниже представлены таблицы с указанием производителей шлемов Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны.

     

    Производители стальных шлемов Германии WW1 (Первая мировая война)

     

    Производитель
    (город, земля)
    Код,
    маркировка
    Размеры
    шлемов
    Модели
    шлемов
           
    Stahlwerk Richard Lindenberg AG
    Hasten (Хестен, Вестфалия)
    Колокол L 64 М16,М18
    F.C. Bellinger,
    Fulda
    BF
    62,64,66
    M16, M18
    Eisenhüttenwerk,
    Thale/Harz
    ET
    60,62,64,66,68
    62,64,66
    64
    M16
    M18
    M18 "cut-out"
    Gebruder Gnüchtel
    Lauter/Sachsen (Саксония)
    G (позднее - GL)
    GL
    62,64
    62
    M16
    M16
    Gebruder Bing,
    Nürnberg
    GBN
    62,64
    M16
    Stahlwerk Richard
    Lindenberg AG
    LI
    60
    M16
    Remscheid-Hasten K,
    Remscheid
    K
    64
    M16
    Vereinigte Deutsche
    Nikelwerke,
    Schwerte/Westphalen
    NJ
    62
    M16
    Firma F. W. Quist, Q
    Esslingten
    Q
    66
    M16
    Sachische Emailles und Stanzwewerke
    (ранее G)
    SE
    64
    M18
    Eisenhüttenwerk Schlesien,
    Paruschowitz/ Oberschlesien
    Si
    62,64,66
    62,64,66
    M16
    M18 
    Siemens und Halske,
    Siemensstadt/Berlin
    SH (intertwined logo)
    (переплетенная эмблема)
    60
    M16
    C.Thiel & Söhne,
    Lübeck 
    TJ
    66,68
    66
    M16
    M18
    Hermann Weissenberger & Co.
    W
    66,68
    66
    M16
    M18
    Stahlwerk Röchling, 62 64 16
    Volkingen (rattle)
    "Rattle" logo
    62,64
    M16
    Производители стальных шлемов Австро-Венгрии WW1 (Первая мировая война)
     

    Производитель
    (город, земля)

    Код,
    маркировка
    Размеры
    шлемов
    Модели
    шлемов

    A. Westen Cilli

    AW

    62,64,66

    M16

    Industriewerke Warchalowski,Eissler & Co\Wien,Austria W над ней 3 68 М17

    Brüder Gottlieb u. Brauchbar, Brunn

    BGB

    64,66

    M16

    C. A. Scholtz, Mateocz (Sloeakei)

    CAS

    66

    M16

    Gebruder Bohler & Co., Kapfenberg

    GB

    64

    M16

    Berndorfer Metal-Warenfabrik A Krupp AG,
    Berndorf

     

    62,64,66
    62,64,66

    M16 "Berndorf Model
    M17 "Hungarian" model

     
     
    1935 - 1945 года, во времена Третьего рейха, производством шлемов занимались пять предприятий располагавшихся непосредственно на территории Германии, между которыми существовала определенная специализация по типам и размерам шлемов. Можно отметить и некоторые мелкие различия имеющиеся в шлемах одинаковых моделей, которые были произведены разными заводами. Это можно объяснить различиями в формах для прессового оборудования и особенностями технологии на отдельных предприятиях.

    Можно также предположить, что производство шлемов не являлось единственной продукцией заводов, поскольку (судя по названиям) предприятия были металлургическими и имели кузнечно-прессовое оборудование пригодное для изготовления более или менее серьезной продукции. Аргументом в пользу таких выводов может служить фото завода Eisenhuttenwerk в Thale.
    Завод производил шлемы еще в период первой мировой войны и являлся наиболее крупным из производителей шлемов.
    Фирма и ее инженеры играли ведущую роль в начальном проектировании и разработке шлема модели M1935, ставшего первой модификацией германского шлема периода второй мировой войны.
     
    Однако, глядя на весьма крупное предприятие очень трудно предположить, что его единственной и основной продукцией были исключительно стальные шлемы. В пользу такого соображения свидетельствует наличие клейма ЕТ на бачках для протвогазов. Таким образом, можно предположить, что заводы выпускавшие стальные шлемы, были ориентированы на производство изделий широкого ассортимента из листового металла для военных нужд.
    Всего усилиями германской промышленности времен Третьего рейха, согласно статистике, было произведено около 25 (25 000 000) миллионов стальных шлемов.
     
     
    Расположение предпрятий Германии производивших стальные шлемы в 1935 - 1945 г.г.

    1.Emaillierwerke A.G. Fulda (Фульда), располагавшееся между Франкфуртом и Эрфуртом.
    Продукция маркировалась клеймами - FS (EF).

    2. Eisenhuttenwerk Thale (Тхале), располагавшееся юго-западнее Магдебурга.
    Продукция маркировалась клеймами - ET (позднее - ckl). Город Тхале находится на границе исторической области Гарц, но иногда по причине схдства в в произношении названия его путают с городом Галле, который расположен на 90 километров восточнее.

    3.Schusische Emaillier und Stanzwerke Lauter (Лаутер), располагавшееся западнее Дрездена.
    Продукция маркировалась клеймами - SE (hkp).

    4.Vereinigte Deutsche Nikelwerke Schwerte (Шверте), располагавшееся между Франкфуртом и Майнцем. Продукция маркировалась клеймом - NS.

    5. Quist Esslingen (Эсслинген), располагавшееся южнее Штутгарта .
    Продукция маркировалась клеймом - Q.
     
     
    Производители стальных шлемов Германии WW2 (1935 - 1945)
     
    Код
    (клеймо) предприятия
    Предприятие
    (производитель)
    ET
    (c 1943 ckl)
    Eisenhuttenwerk AG, Thale Harz (Тхале, Гарц)
    EF
    Emaillerwerk AG, Fulda (Фульда)
    Q
    F.W. Quist G.m.b.H., Esslingen (Эсслинген)
    SE
    (c 1943 hkp)
    Sachsische Emaillerwerk, Lauter (Лаутер)
    NS
    (c 1943 GV или CA) 
    Vereinigte Deutsche Nickelwerke AG, Schwerte (Шверте)
     
    Клеймо наносилось на шлем методом штамповки на внутреннюю сторону конусного поля с левой стороны  и содержало указание кода производителя и размер шлема. Размер измерялся по внутренней стороне шлема по линии крепления обруча (отверстиям для кламеров). На большинстве шлемов присутствует дополнительное клеймо из нескольких цифр, таким образом маркировался номер партии (заказа).
     
     

    Немецкие заводы выпускали стандартные шлемы следующих размеров - 60, 62, 64, 66, 68, 70. Самыми массовыми были каски 64 и 66 размера, причем 64 размер был преобладающим. Наименьшее количество, по вполне понятным причинам, составляли шлемы 60 и 70, именно это обстоятельство объясняет редкость подобных изделий. Особенно редко встречаются каски 70 размера (голова 62-63 см.)

     
    Таблица размеров
     

    Размер шлема

    Размер головы

    60 см

    52-53

    62 см

    54-55

    64 см

    56-57

    66 см

    58-59

    68 см

    60-61

    70 см

    62-63

     
    Каски комплектовались подшлемниками под конкретный размер головы. Например, в шлем 64 размера, мог быть установлен подшлемник на 56 или 57 размер головы. Если вычесть из размера каски цифру 7 (68-7=61), то в результате получается наибольший размер подшлемника (головы), который мог быть установлен в конкретный шлем. Как правило, разница между внутренним и внешним размером каски составляет около 15 мм. Следовательно, 64 размер шлема при измерении по линии кламеров с внешней стороны, будет составлять около 65,5 см.
     
     
    Процентное соотношение выпущенных шлемов
    (М35, М40 и М42)

     
    Размер шлема

    60

    62

    64

    66

    68

    70

    Кол-во в %

    10%

    15%

    40%

    20%

    10%

    5%

     
     
    Кроме штампованых клейм, на шлемы наносились чернильные штампы, которые ставились на внутренней поверхности шлема по центру каски, с надписью"... fur Heer und Marine ..." (для сухопутных и морских...)
     

    Наличие штампа с подобным текстом свидетельствует о том, что различий по технологии и окраске при производстве шлемов для сухопутных и военно-морских частей, не было. Скорее всего, чернильные штампики ставились на шлемы на протяжении всего времени производства. Встречаются шлемы модели М42 с подобными штампами. Производство касок этой модели началось в августе 1942 года, следовательно можно сказать точно, что штампы ставились в течение 1942 года.
     
     
    Комплектующие детали для подшлемников изготавливались отдельными предприятиями, на основании заказов основных производителей. О таком положении дел, свидетельствуют клейма на внешних обручах подшлемников. Внешний обруч с технологической точки зрения, является наиболее сложным элементом подшлемника.
    В раннем (довоенном) варианте он изготавливался из профилированой алюминиевой полосы и по бокам, в местах креплений для подбородочного ремешка, усиливался двумя пластинами аналогичного профиля.
    Пластины жестко крепились к обручу четырьмя заклепками. Именно на этих пластинах и располагалось клеймо. С одной стороны обруча это был штамп с указанием производителя, а на другой пластине указывался размер шлема и размер головы под конкретный подшлемник. Например 64 n.A. 57. Буквы "n.A." в клейме означают "neue artikel" (новый образец) - стандарт, принятый в связи с выпуском подшлемника образца 1931 года.
     
    производитель маркировка город RB Nr
    Biedermann und Czarnikow B&C Berlin Berlin 0/0256/0038
    Biedermann und Czarnikow B&C Litzmannstadt Litzmannstadt 0/1035/0293
    Metal-Lederverarbeitung Werner Zahn Metal-Lederverarbeitung WZ Berlin-Charlottenburg 0/0251/0111
    Schuberth-Werke (GmbH, A-G or K-G) DRP Braunschweig 0/0471/0048
    Karl Heisler   Berlin 0/0250/020
    F.W. Müller Jr   Berlin 0/0250/0622
    Berlin Kofferfabrik INH Max Densow   Berlin  
           
           
     
     

    Встречаются два вида клеймления. Надпись в одну строку и надпись через горизонтальный разделитель в две строки.
    Скорее всего, производителей алюминиевых деталей для подшлемников было немного, наиболее часто встречаются клейма четырех предприятий:

    1. Предприятие D.R.P. SCHUBERTH-WERK BRAUNSCHWEIG располагавшееся в Брауншвейге. По всей вероятности, около 1940 года, предприятие было реорганизовано, поскольку до этого времени клеймо было круглой формы (надписи располагались по кругу и в центре). В центре клейма был указан год производства, а в конце верхней круговой надписи SCHUBERTH-WERK были проставлены буквы K.G. (см. фото - цифра 2). Также встречается клеймо с построчным расположением аналогичного текста с указанием букв K.G.
    Около 1940 года появляется клеймо в котором надписи располагаются горизонтально в четыре строчки, буквы K.G. замененены на привычное немецкое G.m.b.H., а указание года отсутствует.

    2. Предприятие с обозначением B.& C. BERLIN, горизонтальное клеймо в три строчки с указанием года производства.

    3. Предприятие имевшее клеймо из четырех букв - MLWZ с указанием года производства изделия. Данная абревиатура полностью совпадает с названием предприятия следующего в списке. Обручи имеющие клейма двух видов - алюминиевые, следовательно производились в одно время (до 1940 года). Поэтому, скорее всего, мы имеем дело с одним производителем изменившим клеймо или использовавшим два вида клейм одновременно.

    4. Предприятие Metall-Lederverarbeitung W.Z. .Bln.-Chburg 5 , стоит отметить, что среди изделий именно этого производителя присутствуют подшлемники наименее часто использовавшихся размеров - 60 и 70. 
     

    В связи с началом активных и масштабных военных действий в 1940 году, Германия стала испытывать определенные трудности с сырьем и материалами военного назначения, к которым в частности относится алюминий из которого изготавливались детали подшлемников.
    Шлемы модели М40 стали комплектоваться подшлемниками на основе деталей из оцинкованой стали (аналог оцинкованого кровельного железа) или из простого металлического листа с последующей окраской в серый цвет, что не исключало изготовления и установки алюминиевых комплектующих из старых запасов или замены в полевых условиях от шлемов пришедших в негодное к использованию состояние. Кламеры крепления подшлемника из латуни также были заменены на стальные. "Благодаря" этим изменениям, сегодня практически невозможно встретить стальные детали подшлемников в сколь-нибудь приличном состоянии. Исключением являются музейные образцы и шлемы "домашнего, чердачного" хранения.

    С 1942 года предприятия рейха в связи с полным переводом промышленности на военные рельсы, перестали использовать клейма с обозначением названия фирмы-изготовителя и перешли на номерную систему идентификации Reichsbetreibsnummer (RBNr), когда каждому предприятию соответствовал индивидуальный цифровой код (номер).
     
     
     
    Обруч из оцинкованой стали с клеймом производителя "RBNr.o/0256/0038  1943"
     
    Кожаные детали подшлемника могли производиться и наверняка производились на небольших предпрятиях или мастерских, поскольку такое производство не требовало серьезного технологического оснащения. Однако, клейма присутствовали и на таких небольших изделиях как подбородочные ремешки. На фото показаны два клейма от производителей из Билефельда и Берлина
     
     
    В процессе повседневной эксплуатации в экстремальных условиях, некоторые детали шлемов изнашивались или приходили в негодность в силу различных причин. Поэтому, можно довольно часто встретиь каски со следами ремонта в полевых условиях.
    В первую очередь стоит отметить многочисленные варианты перекрашивания шлемов, в зависимости от времени года и потребностей маскировки: белые "зимние" шлемы, шлемы с закрашеными декалями, окраска защитного зеленого цвета поверх стандартной заводской краски (фельдграу "полевой-серый") для шлемов модели М35, включая нанесение камуфляжного окраса.
     

    В полевых условиях, ремонтировались различные детали подшлемников, подбородочные ремешки и внешние и внутренние обручи. Можно довольно часто встретить накладку (заплатку) закрепляющую части лопнувшего обруча или фрагменты от разных обручей соединенных в один таким способом.
     
     
    В оформлении статьи использованы некоторые изображения найденные в сети интернет в свободном доступе.
    Если Вы являетесь автором фотографий размещенном на этом сайте, пожалуйста свяжитесь со мной через форму обратной связи,
    и я укажу в статье ссылки на Ваш источник.


    Источник: http://www.jurgen.ru
    Категория: Германия | Добавил: laser (11.11.2011)
    Просмотров: 21531 | Рейтинг: 4.3/6
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Translate
    Поиск
    Ссылки
  • Форум REIBERT
  • World War Helmets
  • сайт Дмитрия Петрова
  • Форум WW2
  • Brendon's Helmets
  • Dutchhelmets.nl
  • каталог Helmets.ru
  • каталог German-Helmets
  • Der Feuerwehrhelm
  • пожарные шлемы
  • каталог шлемов Броуди
  • каталог шлемов Portada
  • Новые файлы
    [05.01.2015][Книги]
    Дмитрий Петров. Стальной шлем образца 1939 г. в чертежах, документах и фотографиях. Часть 1 (0)
    Гостевая книга
    Последние отзывы
    Спасибо Большое! Всё подошло! Очень качественно сделано!

    Здравствуйте,подшлемник до Мурманска дошел за две недели ,качество подшлемника супер,подшлем сел как...
    Answer: Приветствую!
    Рад что все ок
    Обращайтесь еще.

    И Вам спасибо!

    Спасибо за покупку, обращайтесь!


    Быстрая отправка (и быстрый пересыл - дошло за 2 недели, несмотря на то, что нахожусь в РФ), качеств...

    Здравствуйте, посылка пришла, всё надежно упаковано, качественный подшлемник и декали, до Саратова п...

    Приветствую!
    Извиняюсь, видимо замотался и забыл вложить в посылку, хотя я обычно даю и даже ...

    счетчик посещенийCopyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz